конспект философия

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман. Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ.

Экзистенциализм

Таким образом, исходный базис человеческой истории образует антагонизм, который, вообще говоря, не связан с какими-либо определенными формами, общественного производства, а вытекает из природы"нужды" и способа ее удовлетворения. Такой ход мыслей приближает Сартра к Гоббсу гораздо в большей степени, чем к Марксу. Ибо исходная идея у Сартра и Гоббса одна и та же: Только у Гоббса обоснование в духе его времени и эмпирической философии, которой он придерживался психологическое, со ссылками на"природу человека", а у Сартра неизмеримо более изощренное, опирающееся на ге-гельянско-марксистские представления, но в достаточно односторонней интерпретации.

Согласно Т. Гоббсу, страх («беспокойство о будущем») играет двоякую роль. .. Поэтому Ж.-П. Сартр сделал вывод: «человек – это тревога».

Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов, которые мы и рассмот- рим в данной главе. Это, во-первых, вопрос о причинах конфлик- тов, во-вторых, о их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих ми- ровоззренческих установок, которые принимаются в качестве ис- ходной базы в рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего понимание конфликта связано с пониманием при- роды самого человека. И в чем состоит его собственная природа? С древних времен до наших дней сталкиваются между собою по меньшей мере две точки зрения при ответе на этот вопрос. Первая точка зрения восходит к Аристотелю до н.

Государство принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей есть существо политичес- кое, а тот, кто Как видно из приведенных высказываний, Аристотель в ре- шении главного вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет обществу. Общест- во, государство для него есть первичное начало, это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого. Государст- во, право, справедливость, - по Аристотелю, - разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от природы.

Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется, Аристотель относит к естественным за- конам природы. Аналогичным образом решает обозначенную проблему и Пла- тон 1, до н.

Глава 7 Паскаль и экзистенциализм На Западе считается довольно общепризнанным рассматривать Паскаля как одного из отдаленных предшественников современного экзистенциализма. Тиллих прямо возводит этот последний к Паскалю: Религиозные экзистенциалисты, естественно, уделяют большее внимание паскалевскому пониманию Бога, феномена веры, христианской религии например, концепция"парадоксальной веры" и личного Бога у Кьеркегора, культ любви к Богу у Марселя, христоцентризм у Тиллиха.

Буржуазные исследователи нередко проводят аналогии не только между паскалевскими и экзистенциалистскими раздумьями о человеке, но также между их решениями проблемы человека.

Сартр утверждает, что человек не может выйти за пределы как беспомощность, безнадежность, тревога, страх. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Гоббс, Локк.

Это уже давно подготавливается. С момента появления"Бытия и времени" Хайдеггера духовные авангардисты видели в этом путь к новому расцвету, к адекватному мировоззрению эпохи. В Германии Ясперс позаботился о том, чтобы сообщить принципы новой философии более широким слоям интеллигенции. Во время Второй мировой войны и после ее окончания экзистенциализм наводнил целиком сферу западной культуры. К тому времени, когда разбушевалась война не на жизнь, а на смерть с Германией, ведущие немецкие мыслители-экзистенциалисты и методологический предшественник экзистенциализма Гуссерль совершали великие завоевания во Франции и Америке, причем не только в США, но и в Южной Америке.

С тех пор экзистенциализм стремительно продвигается вперед через философские дебаты, особенно через журналы [3] , романы и пьесы. В конечном счете этот вопрос решается через сущностное основание новой философии, т. Поэтому нас здесь должно интересовать содержание философии как содержание жизни, ее метод как отношение к жизни. Какова исходная точка новой философии, куда она движется и что постигает?

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ - АРИСТОТЕЛЬ И ГОББС

Очерки по истории философии и культуры. Никто из них не подозревал, что присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого М. Ясперс в Германии, Ж. Марсель во Франции вскоре будут возведены в ранг классиков философской мысли столетия. Тип философствования, который культивировал экзистенциализм, действительно был необычным. Его представители не пытались проникнуть в методологические тайны науки, раскрыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции.

Согласно Т. Гоббсу, страх – это реакция человека в естественном состоянии, где . В свою очередь Ж.-П. Сартр полагал, что подобно свободе выбора.

Спиркин Александр Георгиевич Характерной чертой философских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире.

В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р. После анализа проблемы выдающимися умами прошлого, в частности, И. Кантом, рассуждения Сартра по этому вопросу выглядят, мягко говоря, не очень профессиональными. Нельзя согласиться и с идеей Сартра о том, что человек, выбирая свою эпоху, выбирает и себя в ней. Все это значительно сложней.

Природа человека. Подходы, решения

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. .

Сартр также отмечает, что в самосознании отражается интерсубъективность. договорные отношения и страх перед наказанием за их несоблюдение. нарушение которых воспринимается как несправедливость (Т. Гоббс).

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ. Другими словами, правила, ежегодно ограничивающие свободу миллионов пассажиров, введены по причине террористической атаки, которая не была осуществлена.

Тем не менее пассажиры без особых протестов принимают эти ограничения своей свободы. Страх перед терроризмом здесь является своего рода козырем, перед которым пасуют все остальные соображения. Это всего лишь один пример того, как страх влияет на наше поведение и поступки.

Экзистенциализм (2)

Стало быть, отношение человека к природе с самого начала и в основе своей содержит антагонизм человека с человеком, и притом в двояком смысле: Борьба за вещи только обнажает изначально антагонистический характер отношений между людьми. Такой ход мыслей приближает Сартра к Гоббсу гораздо в большей степени, чем к Марксу. Ибо исходная идея у Сартра и Гоббса одна и та же:

Какова позиция Я, таково и восприятие мира, замечает Сартр, Начнём с Гоббса, который постоянный страх перед агрессией.

Каждая новая глава строится на понятиях, определенных в предыдущей: Адам, как подчеркивает Гоббс4, знал очень мало слов. Подобно ему, Гоббс начинает с нескольких самых простых терминов и самоочевидных положений, чтобы потом вывести из них дедуктивно все богатство человеческого знания. Гоббс сравнивает своего абсолютного властителя с гусями, которые спасли Рим, не потому что это были какие-то особые, талантливые или высокородные гуси, а потому что они оказались в нужное время в нужном месте.

Подобно тому, теория Гоббса легитимирует само наличие сильной государственной власти, и ему неважно, Кромвель это или Карл Кромвель, видимо, предпочтительнее, потому что он уже занимает нужную позицию. К развитию технической аналогии Гоббс и переходит сразу во Введении-. Вообще, техника у Гоббса не просто довесок к природе, а способ завершить природу и позволить ей существовать по-настоящему так, ниже мы увидим, что естественные законы, кроме первого и второго, работают только в государстве, а не в естественном состоянии.

И в этом он следует высокой метафизической традиции, а именно Аристотелю, для которого искусство техне есть не дополнение, но завершение и актуализация природы. Откуда приобретается знание о человеке и государстве?

Соловьёв Э.: Экзистенциализм (историко-критический очерк)

Жан-Поль Сартр Отсюда возникает вопрос: Опыту войны посвящены многие произведения Сартра, даже в тех случаях, когда война упоминается косвенно, как мотив или образ. Во французском предвоенном правительстве были сильны ксенофобские настроения, отдельные члены французского правительства почти открыто сотрудничали с Гитлером.

киавелли, Р. Декарта и Ф. Бэкона, Б. Спинозы и Т. Гоббса, К.А. Гельвеция и В версии экзистенциализма, предложенной Ж.-П. Сартром, страх рас-.

, . Ясно, что страх часто помогает нам. Он приводит нас в состояние готовности и, таким образом, выручает нас в случае возникновения опасности или же вообще предотвращает нежелательную ситуацию. Страх защищает нас не только от хищников и других опасностей, таящихся в природе, но также и от тех опасностей, которым мы могли бы подвергнуться по своей вине, например не глядя ринуться через улицу, по которой несутся машины.

Страх помогает нам выжить. Однако страх также может быть дисфункциональным. Прежде чем углубляться в вопрос о том, как нам следует относиться к собственным страхам, мы должны в первую очередь разобраться в том, что же такое страх. Я рассмотрю различные аспекты страха, от нейрофизиологии до феноменологии, и остановлюсь на позиции, согласно которой страх во многом может быть определен как привычка, обусловленная культурой.

Философские взгляды Т. Гоббса

Теория общественного договора Т. Гоббса Томас Гоббс Следующий шаг после Н. Макиавелли в развитии представлений об обществе сделал английский философ Томас Гоббс Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой современного учения о гражданском обществе. Исторические истоки этого учения специалисты видят в воззрениях древнеиндийских и китайских мыслителей. Так, ранние буддисты счи тали, что для искоренения социального неравенства, обмана и воровства, если они воцаряются в обществе, нужно выборным путем установить царскую власть, которая выполняла бы третейские функции.

Читай онлайн книгу «Психология страха», Е. П. Ильина на сайте или через Томас Гоббс выделил несколько видов страха, выполняющих разные Жан- Поль Сартр уделил внимание тревоге как постоянному состоянию.

Его отец исчез, когда Гоббс был довольно маленьким, но дядя оплатил его образование, и к тому моменту, когда Гоббсу исполнилось 14 лет, он учился в Магдален-Холле, одном из колледжей Оксфордского университета. Гоббс покинул Оксфорд и стал наставником старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика. Связь Гоббса с семейством Кавендиш приносила свои плоды. Гоббс смог присутствовать в парламенте во время дебатов, участвовал в обсуждениях о короле, лендлордах и членах парламента, непосредственно видел, как структурирован государственный орган управления и кто на него влияет.

В начале х, когда конфликт начал нарастать, а позже вылился в гражданскую войну в Англии — , Гоббс эмигрировал во Францию, где прожил 11 лет. Томас Гоббс был мыслителем-индивидуалистом. Во время гражданской войны, когда большинство сторонников монархии начали смягчать свои высказывания, выражая поддержку англиканской церкви, самый видный роялист Гоббс выразил недовольство церковью и в результате был отлучен от королевского двора.

Глава 3. Гоббс

Жан-Поль Сартр родился в Париже в буржуазной семье. Высшее образование получил в Высшей нормальной школе. Учился вместе с Р. Ароном, тоже крупным философом и политическим мыслителем.

Николай Бердяев и Жан-Поль Сартр — два столь непохожих в своем Сартр в этом примере сравнивает страх с головокружением, которое.

Гоббс Томас Гоббс родился в г. После окончания провинциальной школы ему удалось поступить в Оксфордский университет и затем устроиться воспитателем в семью английских аристократов. Это позволяет ему не только вращаться в аристократических кругах, но и путешествовать со своими воспитанниками по Франции и Италии, знакомиться с последними достижениями европейской науки. Английскую революцию Гоббс расценил как тяжелейшее социальное бедствие и с началом революционных волнений переселился в Париж, где прожил около 11 лет — Тем не менее мыслитель продолжил разработку своей философской концепции.

Гоббс умер в г. На жизнь Гоббса и на его политические воззрения и научный интерес к проблемам политического устройства общества, совершенно очевидно, повлияли самым непосредственным образом события английской революции. У него сложилось твердое убеждение в том, что никакие притеснения и тяготы, связанные с жизнью в государстве, не сопоставимы с теми разрушительными последствиями, которые влечет за собой общественная смута и гражданская война.

Довольно рано состоялось знакомство Гоббса с Бэконом, от которого Гоббс воспринял общие принципы эмпирической методологии, однако в отличие от Бэкона Гоббс примкнул к современному ему механистическому естествознанию. Прежде всего это произошло под влиянием работ ведущих европейских ученых: Еще более решительно, чем Бэкон, Гоббс отказывается от схоластической аристотелевской философии, исключает из философии теологию и вообще все рассуждения о духе и духах. Его собственная философия предполагает два основных раздела:

Экзистенциализм и свобода